Яма и Нияма. Это две первые ступени йоги, сформулированные мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Самый подходящий перевод – принципы гармоничного поведения. Это первые две из восьми ступеней йоги, которые объясняют, как преобразовать наше поведение и мышление для того, чтобы обрести успех в практике. Это – общечеловеческие нормы, они на слуху, все с ними знакомы. Но, одно дело – знать, а совсем другое – практиковать, глубоко вникать и доводить до совершенства. В этом случае происходит огромное преобразование твоей жизни. Даже если ты ничего другого не делаешь, а только следуешь этим принципам, это гарантия того, что ты будешь жить счастливой жизнью. В понятие «счастливая жизнь» вкладывается не только материальный комфорт и удобства, это – целостное ощущение счастья на духовном, психическом и физическом уровнях. Ты будешь вдохновлен, у тебя будет внутренняя энергия, сила, мужество, устойчивость и баланс. Нравственные принципы обеспечивают очень мощный фундамент и сильный внутренний стержень для того, чтобы встретить любые превратности судьбы.

Если человек не научился жить по велению своего сердца, он постоянно, каждый день по чуть-чуть предает себя, и возникает внутренний раскол между душой, умом и телом. Этот раскол полностью обесточивает человека, лишает его духовной силы. Может  быть, какая-то физическая сила есть, и человек действует из страха или других инстинктов, но глубинной силы, внутренней основы нет. Для йога очень важно обрести эту основу. Зерно, корень, управляющая точка всего находится в духовной сфере, потом она просачивается на уровень ума, оттуда – на физический уровень. Когда ты начинаешь менять что-то в причинной сфере, в своем уме или в духовной сфере – это и есть коренное преобразование. Если ты что-то в физической сфере меняешь, это хорошо, но это как косметический ремонт, это не дает ключевого, постоянного преобразования навсегда. А когда ты позитивно преобразуешь свою психическую и духовную сферу, то преобразования очень мощные и устойчивые.

В жизни мы можем или эволюционировать, или деградировать. Эти принципы – гарантия того, что, может быть медленно, может быть быстро, но, сто процентов, ты будешь эволюционировать. Если ты следуешь этим принципам – ты не можешь деградировать. Это очень важная идея, это гарантия нашей эволюции,  это основа нашего счастья. Наше сознание стремиться в бесконечность, и, до тех пор, пока сохраняется правильный вектор движения от несовершенства к совершенству, есть внутреннее вдохновение и счастье. В тот момент, когда этот вектор потерян, ты вообще не развиваешься, ты чувствуешь, что что-то не так в твоей жизни. Может быть, снаружи все нормально, но внутри ты чувствуешь, что что-то не так, и ты не можешь быть счастлив. Даже если посадить тебя на гору золота и осыпать всеми благами материального мира, у тебя не будет глубинного удовлетворения.

Нравственные принципы делятся на две категории, причем каждому принципу ямы соответствует принцип ниямы:

 ПРИНЦИПЫ ЯМЫ ПРИНЦИПЫ НИЯМЫ
 Ахимса — отказ от причинения вреда действием, словом или мыслью.  Шаоча — чистота на всех уровнях — физическом, психическом и духовном.
 Саттья — правдивость, не нарушающая первый принцип.  Свадхьяя -самообразование
 Астея — отказ от воровства.  Тапас — аскетизм и жертвование
 Апариграха — ненакопительство, обладание только тем, что тебе необходимо.  Сантоша -удовлетворенность
 Брахмачарья — буквальный перевод — следовать за творцом, видеть во всем проявление Всевышнего.  Ишвара Пранидхана — посвящение всех своих действий Всевышнему.

Первая категория называется яма, эти принципы регулируют наше взаимодействие с внешним миром. Их невозможно практиковать вне общества. Когда ты находишься в обществе, взаимодействуешь с другими людьми, именно тогда ты и совершенствуешься в этих принципах. Для духовного прогресса нет необходимости уходить в пещеру, в Гималаи или еще куда-то, потому что там у тебя нет возможности совершенствовать свое взаимодействие с внешним миром. Когда ты практикуешь принципы ямы, ты останавливаешь накопление загрязнений в твоем уме и теле. Деградации, отхода назад с достигнутого уровня уже не будет.

Принципы ниямы позволяют вычистить накопившиеся загрязнения. Они дают прогресс, поступательное движение вперед.Они создают очень мощную, хорошую базу для практики. Как проверить, есть ли загрязнения? Закрой глаза и понаблюдай за своим умом. Если он мечется, если он в напряжении, в нем есть какой-то конфликт, тяжесть, отсутствует вдохновение, это значит, что есть загрязнения, и нужно работать над тем, чтобы сделать разум чистым. Даже золотой сосуд нужно протирать, чтобы он сиял, что говорить о нашем уме, который динамичен, постоянно взаимодействует с внешним миром? Однозначно, нужно постоянно практиковать очищение.

Неукоснительное следование этим принципам приводит к мистическим совершенствам — сиддхам.

Использованы материалы статьи Олега Васильева с сайта oum.ru и лекций Дады Садананды, автора проекта урокимедитации.рф.